Мифы Древнего Рима

БОГИ РИМЛЯН.

Колесница на арке Главного штаба

Юпитер и Сатурн.

Владыка богов Юпитер выражал свою волю раскатами грома, блеском молний, величественным полетом орла; иногда он посылал вещие сны, в которых открывал будущее. Жрецы грозного бога — понтифики, совершали торжественные обряды в тех местах, куда ударяла его молния. В этом месте закапывали кусок кремня — символ молнии и воздвигали жертвенник, на котором приносили в жертву двухгодовалую овцу.

Юпитеру — могущественному защитнику римлян на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиознейший храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили сокровища, отнятые у врагов.

Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле. Им клялись, и клятва считалась нерушимой, ведь строгий и скорый на расправу бог беспощадно карал клятвопреступников. Юпитеру посвящали самые важные дни года — иды (то есть середину каждого месяца). С усилением влияния греческой мифологии на Юпитера были перенесены сказания, связанные с Зевсом.

Отцом Юпитера был Сатурн, бог посевов, который первым дал людям пищу и правил ими во времена золотого века (как греческий Кронос). Очень яркими были празднества сатурналии, начинающиеся 17 декабря и продолжавшиеся неделю. В ээти дни римляне старались воскресить память о золотом веке Сатурна — беззаботно веселилисьплясали, играли, пировали, делали близким подарки. И даже рабов освобождали от работ и усаживали за общий стол в память о древнем равенстве.

Двуликий Янус.

Из бога входа и выхода Янус превратился во владыку всех начал. Именем Януса, призываемого жрецами, начинался каждый день; первый месяц года — январь — это месяц Януса: ему же посвящались первые дни каждого месяца — календы. Веселый новогодний праздник начинался с жертв Янусу — ему приносили белого быка, а также медовые пироги, вино, плоды; люди желали друг другу счастья, дарили сладости.

Храм Януса представлял собой две большие арки, соединенные стенами, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого была два лица: одно — в прошлое, а другое — в будущее. Когда принимались решения начать войну, глава римского государства отпирал двойные двери храма, и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины, отправляющиеся в поход. После заключения мира войска вновь возвращались через храм, а его тяжелые ворота закрывались.

Бог Янус создал все реки и ручьи. А его сын Фонс стал богом фонтанов и бьющих из-под земли родников. Кроме всего прочего Янус был покровителем дорог и путешественников.

Марс Копьеносный.

Сын Юпитера, яростный и неукротимый бог Марс почитался как покровитель римского народа. Хотя на Марса перешли многие черты, приписываемые греческому Аресу, римляне с большим уважением относились к этому богу; больше него почитался только Юпитер.

Именем Марса был назван третий месяц года — март. Первого марта жрецы воинственного бога устраивали торжественное шествие; при этом пели и ударяли копьями о священные щиты, один из которых был сброшен с неба самим богом. 14 марта в честь Марса устраивались также конные соревнования.

Когда полководец отправлялся в поход, он шел в храм Марса и, потрясая священным щитоми копьем бог, обращался к нему: «Бодрствуй Марс!» Спутницей Марса была его сестра Беллона — богиня войны.У задней стены ее храма, где римские правители принимали иноземных послов, находилась колонна, возле которой жрец-фециал совершал церемонию войны.

Одним из прозвищ Марса было — Копьеносный (Квирин). Вскоре после смерти основателя Рима Ромула было решено обожествить этого человека. Так появился бог Квирин, покровителя народного собрания римлян. Римляне, считавшие себя потомками Ромула, торжественно именовали себя «квириты», то есть народ Квирина. Троице богов — покровителей воинской доблести и охранителей римского государства — Юпитеру, Марсу и Квирину посвящались специальные жертвоприношения, к ним взывали о победе в сражениях.

В архаичные времена Марс был богом урожая, лесов и весны. Поэтому даже в более позднюю эпоху о нем говорили как о защитнике полей и стад от вредителей и волков. А посвящали ему дятла и волка.

Юнона — охранительница женщин и брака.

Божественная супруга Юпитера почиталась как покровительница женщин, особенно замужних. Юнона охраняла брак и помогала при родах. Замужние женщины праздновали 1 марта в честь Юноны матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны вместе с молитвами о семейном счастье приносили богине в жертву цветы. В этом празднике участвовали и рабыни. В древности считалось, что своя собственная Юнона есть у каждой женщины.

Юнона почиталась и как подательница разумных советов. К ней обращались в трудные минуты не только простые люди, но и государственные деятели. На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юноны Монеты (Убеждающей). Отсюда пошло слово «монета», поскольку при храме Юноны Монеты чеканились металлические деньги. Знакомство римлян с греческой мифологией привело к переносу на Юнону черт, свойственных супруге олимпийского владыки Гере.

Минерва — покровительница ремесла и искусства.

Дочь Юпитера Минерва покровительствовала городам и мирным занятиям их жителей. Особым ее расположением пользовались ремесленники, художники, поэты, музыканты, врачи и учителя. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день этого праздника освобождались от занятий и приносили учителям плату за обучение. На этот день прерывались все военные действия и устраивалось жертвоприношение лепешками, медом, маслом. Затем проводились гладиаторские бои.

Минерва входила в Капитолийскую троицу, куда кроме нее, включали Юпитера и Юнону. В их честь был воздвигнут великолепный храм на Капитолийском холме. В этом храме каждое лицо троицы имело свое святилище. Двускатная крыша храма была покрыта золоченой медью. Над центром крыши возвышалась колесница Юпитера, которую везли четыре стремительных коня, слева от него стояла статуя Минервы, а справа — Юноны. Края кровли стерегли два сидящих орла. Шесть мощных колонн поддерживали фасад здания.

Знакомство с греческой культурой привело почти к полному слиянию образа Минервы с образом дочери Зевса, мудрой воительницы Афины. Минерву даже стали изображать в шлеме и с копьем. Но все-таки она сохранила свой мирный характер.

Лунная Диана.

Покровительницей животных, лесов и охоты была Диана. Одновременно ее почитали как богиню Луны и подательницу света и жизни. Сельские жители верили, что Диана очень помогает и при врачевании болезнейлюдей и животных. Те, кто получал помощь от богини, кроме обычных даров приносили ей глиняные изображения исцеленных органов тела.

Неподалеку от прекрасного озера Неми, окруженного лесистыми горами, зеленела роща у источника нимфы Эгерии. В этой роще Дианы мог укрыться любой беглый раб или преступник. Но чтобы получить убежище, он должен был стать жрецом богини, сорвав ветвь со священного дерева. При этом он обязан был сразиться со жрецом, охранявшем священную рощу и убить его, чтобы занять освободившееся место и служить в расположенном рядом храме Дианы.

Сходство характеров и «поручений» римской Дианы и греческой Артемидыбыло столь значительным, что римляне очень быстро переняли все те сказания, в которых говорилось об этой богине-охотнице.

Венера и Амур.

В древности Венера была покровительницей цветущих садов, богиней весны и плодородия. Она покровительствоваласчастливой супружеской любви. Когда римляне познакомились с греческой мифологией, на Венеру были перенесены черты, свойственные прекрасной Афродите.

В честь Венеры 1 апреля совершали торжественные жертвоприношения, возносили ей молитвы о продлении молодости, красоты и о достижении супружеского счастья. Символами богини были голйбь и заяц, а из растений ей были посвящены мак, роза, мирт.

Сына Венеры, бога любви Амура, римляне почитали так же, как греки Эрота. Понравился римлянам и рассказ о детстве Амура (Эрота). Юпитер (Зевс) знал, что натворит сын богини любви, появившись на свет; знал также и то, что сам окажется жертвой его стрел. Поэтому владыка Олимпа решил погубить Амура, как только он родится. Но Венера спрятала младенца в непроходимой чаще, куда не проникал даже взгляд Юпитера, и там вскормили его своим молоком свирепые львицы. Вот почему Амур порой бывает так жесток. Когда же юный бог любви подрос, он пришел на Олимп, и все боги радостно приветствовали очаровательного кудрявого мальчика. И стал Амур (его еще называют Купидоном) верным помощником Венеры.

Вечный огонь Весты.

Богиня домашнего очага, очень похожа на греческую Гестию. Веста почиталась как покровительница государства. Огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. В сокровенном месте храма хранились священные предметы, среди которых находились пенаты — изображения богов-покровителей, привезенные их Трои.

Главной обязанностью весталок (их было шесть) являлось поддержание неугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Жрица, выбранная великим понтификом из девочек 6-10 лет, поступала на обучение к старшим весталкам. После десяти лет учебы весталкив течение десяти лет выполняли свои основные обязанности, а затем еще десять лет обучали новых весталок. После этого женщины могли вернуться в свой дом и даже выйти замуж.

Впрочем, весталки обычно оставались при храме, поскольку, как уже говорилось< их положение в Риме было очень почетным: когда они ехали по улице, все должны были уступать им дорогу; их показания в суде имели решающее значение, а оскорбление весталки каралось смертью. 9 июня в честь Весты справлялись празднества. Приносили в жертву годовалых телое, плоды, вино, воду и масло. Веста как бы объединяла своим очагом римских граждан в одну семью. Поэтому, пока пока пылал ее вечный огонь, Рим был крепок и могуч. Вулкан.

Почитание священного огня и очага было у римлян связано с богом Вулканом. Он был кузнецом, ювелиром и оружейником, сходным с греческим богом Гефестом. Но отцом Вулкана считался не Юпитер (Зевс), а бог неба Цел (Уран). С трепетом относясь к огненной силе Вулкана (в том числе и к разрушительной), римляне считали, что даже даже огноглазые великаны Циклопы являются его помощниками. А обитает он под огнедышащей горой Этна на Сицилии. Жена Вулкана — прекрасная Венера.

Храмы в честь Вулкана строились за пределами городских стен, чтобы избежать возможных пожаров, и без того частых в Риме. Праздник этого бога устраивали 23 августа. В этот день в цирке затевали шумные игры, а в жертву Вулкану приносили живую рыбу — как нечто враждебное огню.

Особо чтили Вулкана кузнецы. А после победных сражений было принято сжигать в честь этого бога оружие поверженного врага.

Церера и Бахус.

Богиню жатвы, покровительницу плодородия — Цереру глцбоко почитали римские земледельцы. С 12 по 19 апреля в ее честь устраивали праздник, особенно любимый римской беднотой. Люди наряжались в красивые белые одежды, украшали себя венками и развлекались скачками. Было принято устраивать у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих. В честь Цереры, которой римляне поклонялись, как греки — Деметре, приносили в жертву свиней, плоды, медовые соты.

Храм Цереры стоял в той части Рима, которая связывала красивый центр города с бедными кварталами. В нем хранили постановления рмского сената. В храме Цереры было принято воздавать почести также близким ей богам — супружеской паре Либеру и Либере.

Либер (по латыне «свободный») был известен еще и под именем Бахуса. Как и геческий Дионис, он был богом виноградарей и виноделия. Праздник в его честь устраивали 17 марта. В этот день в городах после торжественных жертвоприношений устраивали театральные представления, а в сельской местности — пирушки и веселые шествия. На празднке Бахуса римские юноши впервые надевали мужскую тогу.

Флора, Фауна и Фавн.

Юная богина Флора властвовала над распускающимися цветами, а с приходом весны — и над всеми живыми существами. С 28 апреля по 3 мая в честь Флоры двери всех домов украшались цветочными гирляндами в венках. Женщины в разноцветных пестрых платьях (что было немыслимым в обычные дни), в душистых венках предавались веселым песням и пляскам. Весь народ, а особенно молодежь, веселился и пировал.

А 1 мая вспоминали еще одну богиню — Фауну. Она покровительствовала полям, садам и домашним животным. Женщины почиталиФауну под именем Доброй богини. Особенно важным был второй праздник, отмечавшийся в начале декабря в доме одного из должностных лиц. Мужчины должны были покинуть дом на всю ночь. А таинствами руководили весталки вместе с хозяйкой дома. Женщины так свято хранили тайну праздника, что до сих пор неизвестно точно, что же там происходило.

А вот мужчины тогда же чтили Фавна; на его праздник, наоборот, недопускали женщин. Но другой его праздник, отмечавшийся 15 февраля, привлекал внимание всех римлян. Назывался этот праздник луперкалии. («люпус» по латыни — «волк». Фавн, как и греческий Пан защищал стада от волков). После жертвоприношения коз и козлов жрецы вырезали из их шкур ремни, а затем мчались по городу, нанося этими ремнями удары всем встречным. Римляне охотно подставляли себя под эти удары, так как считали, что это очищает их от накорившегося за год зла. Особенно старались подставить спину женщины, которые мечтали о мире в семь и о рождении здоровых детей.

Вот так римляне поклонялись своим богам. Они смогли сохранить свои собственные древние традиции, но в то же время не отказывались от обогащения своих религиозных представлений замечательной греческой мифологией.

Добавить комментарий